Статьи о районе

В этом разделе предлагаем интересные, по нашему мнению, статьи об Усть-Коксинском районе из печатных изданий.

- Усть-Коксинская районная газета "Уймонские вести". Гл. редактор - В.В.Байлагасова. (http://uimonvesti.ru)

- "Истоки", природоохранное приложение к газете "Уймонские вести".

- Еженедельная газета Бийского округа "Постскриптум" (распространяется в Алтайском крае и Республике Алтай

- и другие...

Изваяние у ручья Тургунда

Среди многочисленных памятников средневековья особое место занимают каменные изваяния, известные в археологической литературе под неточным, но традиционным названием «каменные бабы» (Кубарев В.Д., 1984, с.3). Южносибирские и центральноазиатские тюркские изваяния отличаются от кыпчакско-половецких изваяний южнорусских степей. Последние, в культурно-хронологическом отношении, являются наиболее поздними. «Каменные бабы» – громоздкие, приземистые, человекообразные статуи, изображающие большей частью женщин (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия…). С тех пор это название используют ко всем каменным изваяниям Великой степи и обрамляющих ее Гор (Каменные изваяния Алтайских гор…, 2007, с.157). Огромный интерес к каменным скульптурам не только помог выяснить их происхождение и назначение, но, к сожалению, способствовал также расхищению и уничтожению памятников. Нетронутые превратностями времени, изваяния гибли под гусеницами мощных тракторов при освоении новых земель или использовались в качестве строительного материала. Но, к счастью были люди, которые понимали, что эти памятники бесценны. Они свозили каменные изваяния и даже их изуродованные обломки в краеведческие музеи, научные центры и в музеи при школах. Так была сохранена частичка древнейшей истории алтайского народа (Кубарев В.Д., 1997, с.6).

В рамках программы по сохранению природного и этнокультурного наследия Республики Алтай особое значение приобретает изучение традиционного мировоззрения алтайских народов от древности до наших дней, традиционных религиозных культов, а так же культовых объектов, которые по ряду причин остаются довольно слабо изученными.

Предисловие к репринтному изданию А.В.Анохин "Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии" 1924 г., Горно-Алтайск изд."Ак Чечек", 1994 г.

О крупнейшем болоте Горного Алтая

THE LARGEST MIRE IN ALTAI MOUNTAINS

Тюгурюкское болото (50.32.–50.42. с. ш., 85.14.–85.25. в. д.) располагается на высоте 1480–1560 м над ур. м. и занимает площадь около 10400 га. По сути, это не единый болотный массив, а крупнейшая горная долинная озерно-болотная система на Алтае, располагающаяся в Тюгурюкской межгорной котловине в северной части Теректинского хребта (Центральный Алтай). Теректинский хребет является самым низкогорным в провинции Центрального Алтая – наиболее высокогорной части не только Алтае-Саянской горной страны, но и всей Сибири. Территория провинции отличается контрастностью ландшафтов и мозаичностью их распространения. Здесь встречаются разнообразные типы средне- и высокогорного рельефа и развито современное оледенение. Климат разнообразен и наибольшей континентальности достигает в котловинах.

Чарышско-Теректинский глубинный разлом, проходящий на границе Чарышско-Теректинской и Ануйско-Чуйской структурно-фациальных зон.

Это региональный разлом, прослеживающийся на территории Горного Алтая на протяжении 400 км и продолжающийся в Монголию. По времени заложения он относится к числу древнейших, по-видимому, кембрийских структур. Принадлежность его к категории глубинных разломов установлена В. А. Кузнецовым (1952, 1954 гг.) и признана многими другими исследователями, в частности И. И. Белостоцким (1956 г.), В. С. Заика-Новацким (1956 г.) и другими. Последний именует данную структуру Бащелак-Южночуйским разломом.

В настоящее время на территории Республики Алтай и Алтайского края все большую популярность приобретает совмещение видов отдыха, туризм с курортно-оздоровительной деятельностью. В качестве природных лечебных факторов находят широкое применение не только уникальные минеральные лечебные воды, но и глины.

ternerВ путеводителях о нём пишут обычно так: «Совершенно странной фигурой выглядит англичанин Тернер, который пытался зимой (!) 1909 года с группой соотечественников-альпинистов взойти на Белуху с севера. Попытка, разумеется, была неудачной. Однако англичане, всё же проникнув в очень сложных условиях к Белухе, поднялись на какой-то гребень над ледником Родзевича (очевидно, на хребет Делоне). Об этой экспедиции говорит в своей книге "Советский Горный Алтай" И.Геблер, ссылаясь, в свою очередь, на сообщение проводника Ювеналия Архипова из Катанды».

Это не совсем так.

По долгу службы мне приходится встречать разных посетителей в музее. Большинство приходит просто из любопытства, кого-то ведет серьезный интерес к истории, есть такие, которые хотят найти подтверждение своих теорий и предположений. Удивляют визиты «именитых гостей», которых торопят спешные дела и окружение: зачем забегать в музей на 5 минут? Только для того, чтобы убедиться, что он вообще существует?

На крайнем юго-востоке Западной Сибири между 48° и 53° с. ш. и 82°—90° в. д. простирается обширная горная система Алтая. Предельные абсолютные высоты Сибирского Алтая колеблются от 350 до 4500 м, причем нарастание высот горных хребтов и дна речных долин происходит в юго-восточном направлении. На северо-востоке Алтай соприкасается с Кузнецким Алатау и Западным Саяном; к юго-востоку от него отходит Монгольский Алтай, а с юго-запада прилегают холмистые степные пространства Казахского мелкосопочника с абсолютными высотами 300—500 м (с постепенными переходами к Алтаю). На севере и северо-западе Алтай достаточно резко ограничен крутым эрозионно-тектоническим уступом высотой до 300—500 м, который прослеживается приблизительно по 52° с. ш. Далее к юго-западу граница Алтая становится менее отчетливой; продолжением его здесь являются невысокие гранитные гривы, далеко уходящие в степи Казахстана.

Ело станет постоянным местом проведения Эл Ойына

Вся наша небольшая Республика Алтай на три дня окунулась в красочную атмосферу долгожданного праздника. Еще бы, ведь с 6 по 9 июля в с. Ело Онгудайского района проходил юбилейный десятый народный праздник «Эл Ойын», посвященный знаменательной дате 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, и поэтому особенно пышный и колоритный.

«От слова рождается слово, от сказителя рождается сказитель»

Салдабай Савдин

Время, история, люди.

В истории нашей страны есть страницы, отражающие такие понятия, как «укрупнение коллективных хозяйств», «исчезнувшие села». В данной работе я хочу остановиться на двух селах Усть-Коксинского района – Ак-Кем и Кучерла. А если быть точнее, то о жизни одного из жителей этих двух сел. Его жизненный путь можно разделить на две части: первая – боевой путь солдата в годы Великой Отечественной войны, вторая – жизнь сказителя.

Согласно древним традициям алтайского народа, все, что создано Всевышним – Алтай-Кудаем – свято. Его творение есть большой нерукотворный храм.

В долине наших предков

Взгляд журналиста на тайну Кастахтинских останцов

В ходе работы неожиданно для исследователей обнаружилось, что останцы «Уймонской долины» (Кастахтинские, Горбуновские и др.) характеризуются нестандартным поведением геофизических полей как по интенсивности, так и по периодизации вариаций. В этом отношении является весьма показательным распределение вертикального градиента магнитной индукции на первом Кастахтинском останце. Обращает на себя внимание сама топология магнитного поля, его «организованность», высокая градиентность и вертикальная инверсия напряженности. Устойчивая локализация такой конфигурации и активности магнитного поля сопровождается и аномалиями естественного электрического поля по отношению к сопредельным участкам.

Еще одна необычная маралуха в районе

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. (Генрих Гейне)

В Усть-Коксинском районе живет белая маралуха

Светлое пятно неожиданно промелькнуло в стаде бегущих маралов в одном из парков Сугашского маральника. По мере их приближения пятно приобретало четкие контуры, и вскоре стало ясно, что это – белая маралуха. Необыкновенное животное долгое время скрывали от любопытных глаз. По алтайским поверьям, такое животное появляется на свет раз в сто лет и приносит удачу во всех делах. Белый марал находится под особой охраной и заботой местных мараловодов.

Белуха зимойНа территории Усть-Коксинского района расположена высшая точка Сибири – гора Белуха, являющаяся важнейшим рекреационным объектом. Белуха привлекает к себе людей самых разных: туристов, альпинистов, ученых, философов, художников и многих других. В 1980-е годы Усть-Коксинский район по разным оценкам посещало от 8 до 12 тыс. человек ежегодно, и около двух третей из них ходили именно к Белухе. В настоящее время число туристов сократилось до 3-4 тыс. человек.

БелухаПосле публикации предыдущего номера приложения «Истоки», посвященного природному парку «Белуха», и г. Белуха как объекту Всемирного природного наследия, в редакцию поступила данная статья.

Многие путешественники отмечают, что вершина Белухи часто закрыта от наблюдателя туманом облаков. Лишь свет полуденного солнца разрывает белую пелену ледниковой испарины или сильный ветер уносит на северо-восток кудлатые сизые тучи. Непроницаемый туман времени скрыл древнее имя горы, а те имена, что остались доныне, утратили глубокий смысл, как все, что существует в эпоху утраченных смыслов. Остается надеяться, что это небольшое исследование придаст ясность значений фонетическим образам некоторых географических названий.

Конец мая – первые числа июня традиционно знаменуют собой начало панторезной кампании в мараловодческих хозяйствах района. Для мараловодческих бригад это самая горячая пора, по обыкновению на срезке задействованы все работники маральника. Так и на маральнике ЗАО «Фирмы «Курдюм» трудятся сейчас все 15 работников. Бригадир мараловодов О.А. Ермолаев сам срезает панты пилкой.