Согласно древним традициям алтайского народа, все, что создано Всевышним – Алтай-Кудаем – свято. Его творение есть большой нерукотворный храм.

В долине наших предков

Взгляд журналиста на тайну Кастахтинских останцов

Алтайцы считают, что у каждой горы, озера, цветка или жучка есть свой хозяин (дух-ээзи). В повседневном тесном общении с окружающей природой человек должен соблюдать определенные неписаные правила поведения, чтобы не разгневать духов своими поступками. С незапамятных времен строго запрещалось брать без нужды или брать больше меры дары природы. Ни один религиозный обряд алтайцев не обходился без слов восхваления величия, красоты и щедрости природы. Множество благопожеланий аборигенов адресовано создателю Алтая. В знак признательности, благодарности духам гор, рек, озер алтайцы по сей день привязывают на деревья полоски ткани (кыйра, jалама). Раньше алтайцы регулярно приносили в жертву своим божествам (добрым и злым духам) домашних животных. Вполне возможно, что священным культовым местом для проведения религиозных обрядов были в свое время Кастахтинские останцы. Что же думают по этому поводу местные старожилы? Какое значение они придают Кастахтинским останцам?

Размышления местных старожилов

Понятно, что в Кастахте и Курунде нет очевидцев, которые могли бы подтвердить или опровергнуть одну из научных версий, что эти останцы являются ценными археологическими памятниками истории и культуры древних народов, населявших эту территорию. Но возможно, кто-то из старцев помнит, знает легенду об этих останцах (межелик). К сожалению, из беседы с местными старожилами выяснилось, что об этих природных объектах практически ничего не известно. На деревьях, растущих на этих сопках, не привязаны ленточки-кыйра. По мнению одного из старцев, на Алтае свято все, в том числе и так называемые останцы-межелики. Культовым же местом для проведения молебнов (мюргюля) с начала ХХ века является сопка Тюштенду близ Курунды. Что касается Кастахтинских останцов, то, по словам Г.И. Журавлевой, учителя школы, руководителя краеведческого кружка, в школьном музее хранится воспоминание одной местной бабушки. Во времена ее молодости один из останцов (около зерноскладов, дальше аэропорта) «как пирамида возвышался в Уймонской долине» и был полностью покрыт лиственным лесом. Со временем северная сторона останца была подорвана. В настоящее время эта сопка сильно уменьшилась в размерах. В.И. Катынов, бывший учитель истории, ныне пенсионер, рассказал о том, что до советского периода останцы считались сакральными местами. «Общеизвестно, что Уймонская долина в давние времена была дном океана, – говорит пенсионер, – в целом таких останцов в долине не пять, а несколько больше». Разглядывая небольшие каменные сооружения, оставшиеся на этих сопках, он пришел к выводу, что раньше там проводили определенные религиозные обряды. Вполне возможно, что останцы хранят тайну связи тюркских племен с небом, космосом. По легенде, из них исходит определенный поток микрочастиц. Поднимаясь к небу, поток частиц может приобретать различные формы, предвещая тем самым катастрофы, беды. Увидеть этот поток частиц суждено не каждому.

Можно предположить, что речь идет об электромагнитных излучениях. Иначе как можно объяснить случай, произошедший с Г.И. Журавлевой и ее учениками. В один из февральских дней они отправились на останцы сделать фотоснимки. Они были необходимы для С. Сленской, ученицы 9 класса, которая писала научную работу по теме «Археологические памятники с. Кастахта». Зарядив фотоаппарат новыми батарейками и фотопленкой, учительница тщательно закутала его, и группа отправилась в поход. Прибыв на место, Г.И. Журавлева обнаружила, что прежде исправный фотоаппарат не работает. Как человек, не верящий в мистику, она списала это на неисправность фотоаппарата. В итоге решено было запланировать еще одну поездку и сделать снимки в другой раз. Второй поход, неделей позже, оказался более удачным. Снимки сделали тем же фотоаппаратом с теми же батарейками и фотопленкой.

Мир живых над миром мертвых

В отличие от тайны Кастахтинских останцов, практически каждый курундинец знает о том, что их село стоит прямо на курганах.

Само слово «Курунда» говорит само за себя. Л.К. Катынова, учитель алтайского языка, рассказала о нескольких вариантах топонима «Курунда». «Корум» в переводе с алтайского языка – курган, «корумду» переводится как «расположенный на курганах». Второе толкование от слова «курумник» – «россыпи камней». По словам Л.К. Катыновой, карта археологических памятников района была сделана еще в довоенные годы. В разное время проводились исследования курганов Уймонской долины (Чендекские, Теректинские, Кастахтинские курганы). Курундинские же курганы остались неисследованными. Практически не изучены и Кастахтинские останцы.

Действительно, Курунда расположена прямо на курганах. В этом можно убедится воочию. Поскольку там есть древнее кладбище, значит, поблизости было и поселение. Предположительно они относятся к скифскому периоду, так как такие захоронения характерны для того времени.

Небольшие холмики цепочкой тянутся вниз по селу строго по направлению с севера на юг. Параллельно тянутся другие курганы. Возможно, многие из них выровнялись в результате хозяйственной деятельности сельчан. Тем не менее, часть курганов видна отчетливо. Был случай, когда трактористы намеревались разровнять все курганы, но старики запретили это делать. На одной из улиц, прямо на проезжей части дороги, заметен круг в земле, выложенный из камней. По рассказам местных жителей, раньше по нему ездили машины, однако по совету стариков дорогу сместили несколько ниже. Сами старики по курганам никогда не ходят, за это они ругают детей и наставляют их, чтобы не кричали громко вблизи захоронений. Предположительно, на одном из курганов стоит магазин. Некоторые дома тоже построены прямо на древних захоронениях. В народе поговаривают, что в одном из таких домов живет привидение.

Довольно странно, что алтайцы, зная о культе мертвых, могли поселиться прямо на могилах предков. Как выяснилось, Курунду основали русские переселенцы (около 4-5 семей). По словам местных жителей, именно в то время появились «бугорники», люди, которые грабили курганы. Алтайцы же жили в с. Айялу (дальше от Курунды). Они стали заселять Курунду несколько позже. Курганы местные жители не трогают, боятся проклятия предков. Одна из курундинских бабушек, рассказывая о захоронениях, вспомнила легенду, которую она слышала от своих родителей. По легенде, в давние времена в этих краях жил такой народ – бурут. Когда среди темного хвойного леса стали расти белые деревья (березы), эти люди испугались. Они решили, что это плохое знамение, и захоронили себя камнями вместе со своей живностью и имуществом. Предварительно они выкопали для себя землянки.

Разгадаем ли тайну далекого прошлого?

Как видно, курганы и останцы являются интересными свидетелями далекого прошлого. Важно правильно разгадать тайну, которую они хранят. Разгадав ее, можно заглянуть в глубь веков и узнать, как жили древние люди, наши предки, населявшие эти края, узнать их историю, культуру и религиозные представления. Неоценимую помощь ученым, исследователям могут оказать архитектурные памятники прошлого: останцы и курганы. Значит, их нужно беречь и охранять как святыни. Возможно, придет время, и нынешние загадки будут разгаданы.

Марина ТУРКУШЕВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

e-mail:karaturek@mail.ru

8-913-696-0250 (мтс),
8-963-510-8554 (билайн),
8-963-512-5819 (WhatsApp) - Михаил

Скайп  karaturek

Наш канал Телеграм


Back to Top

2018 © Путешествия по Горному Алтаю