Маральник
Маральник

Маральник

   Весна в Горном Алтае в этом году ранняя. Апрель жаркий, Солнце яркое, температура выше нормы, ультрафиолет зашкаливает. Все это помогает растениям цвести раньше времени.

   Растет в Горном Алтае интересный кустарник - рододендрон Ледебура - научное название кустарника составлено из греческих слов «родо» и «дендрон» — «роза» и «дерево» и добавлено имя Карла Фридриха фон Ледебура, немецкого учёного, педагога и путешественника на русской службе, изучавшего Алтай в 19 веке. На алтайском языке кустарник называется - марал-чечек (марал - благородный олень, чечек - цветок, цветок оленя). Обычно маральник начинает цвести в начале мая. Появляются красивые розовые цветы, но само растение - ядовито. В этом году все случилось раньше. Уже в апреле маральник зацвел, а в начале мая уже оцветает.

   Мы с дочками успели посмотреть на эту ядовитую красоту - 1 и 2 мая ездили по Чуйскому тракту. Из-за коронавируса въезд в Республику был закрыт, немногим, самым упорным туристам удалось пройти все кордоны и так же посмотреть на эту красоту.

   Выехали из Усть-Коксы, перед перевалом Кырлык представители спец служб государства проверили наши бумажки (как хорошо котам из "Простоквашино" - им не надо иметь паспорта и они могут "...гулять сами по себе...").

 

КПП Кырлык
КПП Кырлык

КПП Кырлык

 

   Перед Онгудаем увидели первые кусты с яркой розовой окраской. Сразу возник ажиотаж, защелкали камеры фотоапп..., тьфу, забыл, время другое, начались возгласы и беззвучное нажимание на кнопки маленьких тоненьких коробочек. Онгудай основан в 1626 году. Есть разные переводы названия: от монгольского - "имеющий пещеры"; до алтайского - "правее"; мой знакомый, пожилой алтаец, историк и хранитель алтайских традиций переводит как "праздник справа" (хотя при этом он всегда говорит, что алтайский язык очень многозначен и это затрудняет перевод).

 

маральник
маральник

маральник

маральник
маральник

маральник

 

 

   Нафоткавшись и попив чаю едем дальше. Налево уходит замечательная дорога с отличным асфальтом и склонами гор покрытыми геосеткой в маааленькое село Стёпушки. Чем же оно так знаменито? Газпром (это тот, который народное достояние) построил там дворец на берегу Катуни, около устья реки Урсул (лишь несознательные граждане называют этот дворец "дачей Путина"). А дальше красоты все больше и больше. Поднялись на перевал Чикетаман, 1295 метров (немного для Горного Алтая), в переводе с алтайского - "след в след", хотя официально - "прямая подошва". Первый вариант перевода мне рассказали еще в советские времена, он мне нравится больше. Новый перевал пробивали в 80-х, при выводе советских войск из Монголии. До этого ездили через старый Чикет. Один пожилой водитель рассказывал мне как перед перевалом надо было остановиться, забежать наверх и повесить куртку, что бы те, кто ехал с другой стороны, видели и не поднимались наверх. Разъехаться на перевале было очень трудно. На перевале лишь несколько машин с туристами - карантин и САМОизоляция в действии (кордоны, конечно, так же маленько повлияли). На подъеме, на перевале и на спуске - везде розовые пятна маральника.   

   Едем дальше. Село Купчегень, в переводе - "полноводная река". Есть еще шутливая история о том, что в старые времена войско монголов шло по тропам и остановилось перед перевалом. Простояли они там долго, выпили целый куб чегеня (национальный напиток из молока), а потом нашли тропинку и перешли на другую сторону.

   Дорога ведет нас дальше, к каменным и песчаным скалам Коркечу, в переводе с алтайского Кюр – мост, Кечу – переправа. В стародавние времена здесь была переправа через Катунь, сначала орографически на правый берег, а потом назад на левый. В 30-х годах зеки долбили скалу, что бы мы могли здесь проехать, здесь был ГуЛаг - Главное управление исправительно-трудовых лагерей. Тетя Поля, знакомая бабушка жившая в Усть-Коксе, участвовала в этой стройке. Это было первым местом, куда ее, 17 летнюю, отправили исправляться за то, что она дала половинку головки сыра милиционерам ехавшим в горы для поимки бандитов. Власть все время хочет нас исправить, в чем то мы их все время не устраиваем.

 

Коркечу
Коркечу

Коркечу

 

   Яломан ("знамя, флаг"), эх, почему сейчас не август, тут такие классные сибирские фрукты: яблоки, груши, сливы. Маленькие, но даже одну штучку я бы не поменял на килограмм непонятно чего, привезенного непонятно откуда, продающегося в магазинах.

   Иня (в переводе с алтайского "ийин" - плечо) и величественный мост через Катунь. Еще немного и приезжаем к слиянию Чуи и Катуни. Знаменитая скала откуда открывается потрясающий вид. Вид со скалы был использован в сериале "Пока цветет папоротник". Агапа, злая колдунья с добрым лицом проводила здесь свои колдовские манипуляции. Жизнь сложна - добрые снаружи злые внутри? Что же такое зло и что есть добро? Репрессированная в 17 лет тетя Поля никогда никого не обвиняла: - "Время было такое".

   Спускаемся вниз и на стрелке Чуи и Катуни ставим палатку,  "...И под каждым ей листом / Был готов и стол и дом...". Поели, попили и начали наблюдать сумерки "... трещину между мирами...". Облака ушли (Stratocumulus vesperalis - слоисто-кучевые вечерние), проявились месяц и звезды - "...Взошла на горы чорна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна....". Эхх, где же вы, инопланетяне, хоть бы прилетели на тарелке, иван-чаю нашего попили-б, красоту нашу-б посмотрели, про жизнь поговорили-б.

 

Слияние Чуи и Катуни
Слияние Чуи и Катуни

Слияние Чуи и Катуни
Чуя-Катуни
Чуя-Катуни

Чуя-Катуни

 

   Утро, краски ярче, все контрастнее - любимое время фотографов. Розовое вокруг, розовое внутри и кажется нет никакого вируса, все это лишь в головах несознательных граждан запершихся в душных и мрачных городах из асфальта и бетона. Кто Вы? Винтики в механизме государства или человеки - части Природы. Зачем Вы променяли красоту на удобства? "...Слова, слова..."

 

Чуя-Катунь, утро
Чуя-Катунь, утро

Чуя-Катунь, утро

маральник
маральник

маральник

маральник
маральник

маральник

маральник
маральник

маральник

маральник
маральник

маральник

 

   Едем дальше, Калбакташ - каменная ложка. Здесь, на скалах, люди делали свои пометки со времен неолита (новокаменный век) до древнетюркской эпохи, от 7 тысяч лет до нашей эры до 700-х годов нашей эры. Пометки о чем то важном, ведь долбить скалу камешком или железячкой будешь для чего то важного или хотя бы значимого. Пролетели тысячи лет, а мы теперь гадаем, что для них было важно?

 

Калбакташ
Калбакташ

Калбакташ

Калбакташ
Калбакташ

Калбакташ

 

   "...А дорога серою лентою вьется...", слева скалы, справа Чуя, на той стороне розовые пятна маральника. Перевод Чу - главная река, но я слышал вариант от пожилого алтайца - Чу - мера дневного перехода на коне. До сих пор, те кто ездит на конях, подбадривают их коротким криком - Чу.

   Белый бом (Акбом), памятник Кольке Снегирёву. Не сдержал своих чувств к Рае. Еще один вариант Ромео и Джульетты. Здесь же хорошо виден старый Чуйский тракт. Где то здесь 17 летняя тетя Поля стучала киркой по скале. Когда мы приходили к ней с женой, она сказала нам: - Жалко мне вас, молодых, тяжело вам будет. Это ей, прошедшей 10 лет сталинских лагерей, от Алтая, через Казахстан в Воркуту и далее на Дальний Восток ... Ей нас жалко ... Наверное на самом деле что то в нашей жизни не то. А мы даже не подозреваем. Привыкли. Как та лягушка, которую плавно опустили в тёплую воду и начали медленно подогревать - вот и сварилась. А ее подруге повезло больше - бросили в кипяток и она выпрыгнула, пусть обожглась, но осталась живой. 

 

Акбом, Белый бом
Акбом, Белый бом

Акбом, Белый бом
Колька, машина Раи
Колька, машина Раи

Колька, машина Раи

 

   Водопад Ширлак, Девичьи слезы. По легенде враги гнались за девушкой и она решила броситься со скалы, но не сдаться в плен. А может она не разбилась, а улетела в небо. А слезы эти - наши, плененных материальными проблемами и заботами о хлебе насущном.

 

Ширлак, Девичьи слёзы
Ширлак, Девичьи слёзы

Ширлак, Девичьи слёзы

 

   Не доезжая села Чибит нас остановили государевы люди. Есть те, кто боится вирусов, этих маленьких частичек природы. Наверное есть и те, кто боится большую природу. Как в одном фантастическом рассказе: вся техногенная цивилизация - это план инопланетян по переустройству климата планеты. Просто они привыкли жить как в аду, в сернисто-дымных облаках. Может в скафандрах поживете? А мы вам чайку из сероводорода нальем? Можем гептильчику добавить, по вкусу.

 

КПП Чибит
КПП Чибит

КПП Чибит

 

   Пока силы не равны. Разворачиваемся и едем домой. А так хотелось верить, что хвойные иголки отпугнут шиповидную маленькую жизнь. Видно много набедокурили люди. Не хочет природа нам помогать. Или хочет, но не всем? Будем надеяться на милость природы. Может быть те, кто останется после не будут такими воинственными с тем, что гораздо больше нас.

Добавить комментарий



Back to Top

2020 © Путешествия по Горному Алтаю