Часть от общего потока составляют туристы, прибывающие в район по религиозным и иным мотивам (паломники). Сюда их влечет, как отмечается, особый биоэнергетический потенциал горы Белухи (и в некоторых случаях – Уймонской долины), на который одним из первых обратил внимание известный философ, художник и путешественник Н.К. Рерих, посетивший Усть-Коксинский район в 1926 году. С тех пор наш район стал своеобразной Меккой для поклонников его творчества. С 1970-х годов они регулярно приезжают в Усть-Коксинский район, некоторые из них остаются на постоянное место жительства. К настоящему времени сформировалось несколько мест компактного проживания поклонников творчества Н.К. Рериха на территории района, прежде всего в с. Чендек. В начале 1990-х годов в Усть-Коксинском районе прошло несколько рериховских чтений. Следует отметить, что приезжают в район не только последователи Н.К. Рериха, но и множество других людей, представителей разных религий, преследующих цели духовного очищения.
В чем же заключается энергия Белухи? Просмотрев различную литературу, я не нашел однозначного ответа. Во многих источниках просто говорится, что Белуха является одним из энергетических и (или) духовных центров планеты. Вот некоторые цитаты:
«Согласно представлениям буддистов, высшая точка горной системы Алтая - гора Белуха, /…/ является одной из энергетических точек, связывающих Гималаи, Алтай и Памир. Знаменитая гора Кайлас - центр мира - связана с Белухой незримым энергетическим мостом, влияющим на распределение космических сил» (А. Барубко).
«Есть много на свете величавых гор - Гималаи, Кордильеры, Анды. Но именно наша Белуха признана уникальным духовным полюсом планеты. Ее три белоснежные главы возвышаются над Уймонской долиной …» (О. Серикова). «Одно из мощнейших мест Силы нашей планеты - гора Белуха» (безымянный турист, из Интернета).
Некоторые философы считают Алтай местом схождения особых структур, М.Ю. Шишин назвал их «астрально-ментальными линзами», их роль – аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля – Космос. У Н.К. Рериха я также не нашел подробного описания особого биоэнергетического потенциала Белухи, есть отдельные фразы, например, «Алтай-Гималаи – два магнита, два давления, два устоя»; «Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород».
Многие люди, побывав под Белухой (или даже просто в Уймонской долине), отмечают наличие какой-то особой энергии, например: «Алтай – это необычайная страна. Причём, как я успел заметить за свои путешествия, там есть места, особенно богатые какой-то энергией, каким-то силовым полем. И среди всех этих мест самым сильным полем, как мне кажется, обладает его центральная часть – Белуха и её окрестности. Там даже природа другая» (С. Краснопевцев).
«Впервые это произошло со мной /…/ в Уймонской долине Алтая. /…/ в районе села Верхний Уймон /…/. Был октябрь. Голубые горы, окружающие долину, уже кое-где накрылись шапками раннего снега. Ноздри щекотал свежий горный воздух. Вдруг, безо всякой подготовки, меня охватило необычайное волнение, и тогда же в сознании проступила мысль-фраза: “Планетарный центр космической философии”. Что это такое, я не знал еще, но чувство восторга, ликования, переполненности происходящим было столь велико /…/. Его трудно описать: приятное томление, почти волнение. Учащенный пульс. Предощущение чего-то важного. Родственное слияние с окружающим миром, чувство полноты, красоты и гармонии» (С. Жуков).
Р. Кучукова, наша землячка, в своей статье «Захламленный… благословенный край» (Уймонские вести, №67-68, 2002 г.) очень емко выразила подобные чувства, отметив, что «многие плачут, увидев Белуху впервые».
Таким образом, можно предположить, что многие туристы посещают Белуху именно из-за ее энергии. Наиболее просто это описано в путеводителе по Алтаю (Алтай. Путеводитель с картами. Под ред. С. Харламова. – Тула, 2000): «Также паломники ходят к подножию Белухи в верховья Катуни, к реке Кучерле и к Ак-Кемскому озеру. Гора Белуха воспринимается ими как своего рода аналог Джомолунгмы (Матери мира), и до сих пор последователи Рериха едут на Алтай, дабы подзаправиться «космической энергией» или еще чем-то в этом роде, подразумевается, что Белуха - это своего рода антенна – приемник этой энергии. Говорят, что Белуха открывается космосу в августе – именно на этот месяц приходится наибольшее число паломников».
Белуха привлекает многих людей еще и в преддверии разных катаклизмов. Вот как описывает это А. Цирульников в статье «Радостная встреча конца света у горы Белуха» (газета «Первое сентября», №60-62, 2001 г.): «Прошлым летом – в соответствии с предсказаниями о конце света – у подножия Белухи собрались тысячи паломников. Для местных из Тюнгура, Кучерлы это была не трагедия, не печаль ожидания конца, а радость, большая радость, потому что цена лошади с проводником поднялась до небес, за литр молока давали сто рублей, за хлеб – двадцать... Народ расположился у горы, поставил палатки и стал ждать. Небо, как назло, было безоблачным. Прождав конца света дней десять, публика, к великому огорчению местных, рассосалась...».
Нужно также отметить, что Алтай – место смешения трех мировых религий – христианства, ислама и буддизма (можно упомянуть о местных религиях – шаманизме и бурханизме (прим. наше)). Недаром Алтай интересовал Н.К. Рериха как самая северная точка горного мира Центральной Азии, как один из главных коридоров, по которому народы двигались из центра Азии в равнины Сибири и далее в Европу, как место, представляющее интерес своей древней культурой, философией. Рерих называл Алтай «средоточением», центром Евроазиатского материка, расположенным на «равном расстоянии от четырех океанов».
В литературе также отмечается феномен особого воздействия горных сооружений на психику человека. Это может проявляться через геофизические поля и различные природные аномалии. Академик А.Н. Дмитриев для территории Горного Алтая отмечает «высокую насыщенность и перемежаемость знакопеременных магнитных аномалий». Этот же автор говорит о максимальной для Сибирского региона встречаемости в Горном Алтае самосветящихся образований, которые влияют на сейсмический режим территории, что, в свою очередь, приводит к снижению вероятности и интенсивности землетрясений (например, в Усть-Коксинском районе).
Специалисты в области психологии туризма отмечают, что в старинных описаниях до 19-го века высокогорные, лесные и пустынные ландшафты считались местами, полными опасностей и неведомых сил. Даже в сказках говорится про «лес дремучий» и т.д. Индустриализация вызвала интересный поворот, когда горы и леса в сознании людей становятся все более привлекательными, а городской пейзаж вызывает чувство тревоги и уныния. Отмечается также, что большинство людей, стремящихся в горы, испытывают неудовлетворение собой, страх перед «несправедливым» миром, который, как правило, ассоциируется с урбанизацией. Поэтому постоянную тягу многих горожан к путешествиям в горы, наполненных яркими эмоциональными переживаниями, можно расценить как желание компенсировать неполноту и «пустоту» обыденной жизни. Это, пожалуй, один из истинных мотивов, который движет большинством любителей активного отдыха в горах.
Кроме этого, мне удалось найти высказывание Эдвина Беpнбаума, который считает, что священные горы традиционно рассматриваются как места откровения, центры Вселенной, источники жизни, пути к небу, обители мертвых, храмы богов, лона выражения конечной реальности в своих многочисленных проявлениях, места для отшельничества и размышления и т.д. Также он отмечает, что «будучи высочайшими и впечатляющими чертами ландшафта, горы вполне естественно вызывают чувство восхищения и благоговения. /…/ Под воздействием этих впечатлений люди во всем мире, даже принадлежащие современному светскому обществу, испытывают в горах нечто такое, что насыщает их священной аурой. /…/ Святость гор освящает культурные и духовные аспекты, которые глубоко воздействуют на восприятие и отношение людей к природе».
Именно в этом, как мне кажется, и проявляется энергия Белухи. Постараюсь пояснить это на простом примере. Я сам местный житель, вырос в Усть-Коксинском районе. За исключением периода учебы в университете и службы в армии, все остальное время я прожил на территории нашего района. Все время меня окружали горы, но к их виду, скажем в Уймонской долине, мы все привыкли. Но находясь под Белухой, особенно со стороны Ак-Кемского озера, действительно ощущается мощь высоких гор, человек как бы чувствует могущество природы, природных сил. Это, естественно, производит на абсолютное большинство людей неизгладимое впечатление. По моему мнению, именно в этом и проявляется «энергия» Белухи. Недаром многие местные жители, которые побывали под Белухой, говорят, что «в этом что-то есть».
Самыми практичными оказались многие туристические организации, которые в своих рекламных проспектах почти всегда упоминают об энергии Белухи, ее особом потенциале и т.д. Показателен в этом отношении опыт наших соседей – Катон-Карагайского национального парка, расположенного на территории Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Они даже высчитали зону влияния Белухи на территории Казахстана, т.е. определили границу, по которой она проходит. Например, данное село попадает в зону влияния, а соседнее уже нет. Это уже намек для туристов, где можно побольше «подзарядиться». Особенно если определить еще и количественные показатели, например, в этом районе столько-то единиц энергии, например, 20, в следующем уже 15 единиц энергии, за ним - только 10 и т.д. Это интересный рекламный ход.
В данной статье автор просто поделился своим мнением по данному вопросу. Может быть, кто-нибудь из читателей захочет высказаться на эту тему.
Л. БАЙЛАГАСОВ.
«Истоки», – природоохранное приложение к газете «Уймонские вести», №3, 26 ноября 2002 г